Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

БЕСПРЕДЕЛЬНАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Опубликовано 27.06.2019

Что требуется для качественного скачка в будущее, обсудили в рамках делового семинара «Цифровизация на транспорте: для себя, а не для галочки», организованного журналом РЖД-Партнёр 25 июня 2019 г.

Тенденция перехода на цифровые технологии неизбежно затрагивает все отрасли, в том числе и транспортную.

Уже не раз говорилось об организации электронного документооборота, создании торговых площадок для предоставления услуг онлайн и т. д.

Однако эксперты отмечают, что предстоит еще очень много работы, поскольку как таковой трансформации рынка пока не произошло.

По мнению главного аналитика ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», члена Экспертного совета при правительстве РФ Андрея Ионина,

для того чтобы дело цифровизации сдвинулось, необходимо развивать площадки, которые объединят бизнес.

Также должны быть созданы площадки взаимодействия бизнеса с государством, поскольку такого механизма сейчас нет.

Надо сказать, что определенные успехи на цифровом поле есть. Так, главный конструктор ООО «ИнтэлЛекс» Николай Бузурнюк напомнил,

что РЖД занимается вопросом развития электронного документооборота в течение последних 20 лет. И на сегодня этой технологией охвачены

все сферы взаимоотношений с клиентами.

«Буквально месяц назад мы совместно с ФНС и ФТС России разработали приказ, который регулирует электронное предоставление сведений

о транспортных документах для подтверждения ставки НДС 0%. Это ограничивало в развитии технологии электронного документооборота

в экспортном, импортном и транзитном сообщении. Сегодня все нормативные и технические вопросы решены. Осталось официально

зарегистрировать документ в Минюсте России», – пояснил спикер.

Независимый эксперт Елена Кунаева добавила, что пока процесс развития ЭТП ГП идет достаточно медленно, поскольку к этому ресурсу еще

нет должного уровня доверия среди клиентов. Связано это с тем, что площадка попросту не предлагает какие-то новые решения

по конкурентоспособной цене.

«Мало согласовать возможность организации перевозки на этом ресурсе. Нужно полное понимание ответственности

всех участников процесса», – подчеркнула эксперт.

Президент Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Ольга Мельникова считает, что серьезным тормозом для развития

цифровых технологий является законодательство. И характерно это не только для нашей страны. К примеру, цифровизация единых транспортных

документов Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) затянулась на 5 лет. Это несмотря на то, что транспортные документы

разрабатываются и регламентируются самой ассоциацией. Плюс ко всему Европа в гораздо большей степени унифицирована, чем, например,

российское законодательство. «У нас практически невозможно сравнивать документы воздушного транспорта с железнодорожным или же морским.

Транспортные уставы в стране разные. Не говоря о том, что автомобили – это не вид транспорта, а способ организации перевозки», – пояснила она.

По словам О. Мельниковой, до тех пор, пока наше законодательство не придет к единообразию, к четкому пониманию того, что прописано в документе,

очень сложно говорить о цифровом прогрессе отрасли.

Несмотря на определенные сложности, достаточно позитивно оценил ситуацию председатель подкомитета по железнодорожному транспорту

ТПП РФ Евгений Реутов. Он напомнил, что еще 5 лет назад велись активные споры о создании коммерческой инфраструктуры рынка

железнодорожных перевозок (КИР) с блоком торговой площадки. Сейчас есть ЭТП ГП, есть и другие компании, которые имеют электронные ресурсы

и торговые площадки. Также он отметил развитие электронного документооборота. При этом эксперт заявил, что многое еще не сделано.

«По большому счету торговля услугами железнодорожного транспорта и комплексной транспортной услугой еще не развита.

Нет ресурса, на котором бы происходили торги в так называемом биржевом стакане, где можно играть на повышение или же понижение стоимости

вагона, услуги и т. д. Но самая большая задача – это создание глобального электронного ресурса, в который бы входили все виды транспорта.»

По его словам, грузоотправитель не должен тратить время на поиск вагонов, локомотивов и т. д. Он хочет ввести определенную точку А и точку Б.

После чего единый электронный ресурс даст оптимальные варианты маршрута как с участием одного вида транспорта, так и с задействованием

мультимодальных перевозок. Причем весь этот процесс, по мнению Е. Реутова, должен выходить за пределы ЕАЭС.

Свои цифровые достижения продемонстрировали и другие компании. В частности, начальник отдела НИОКР департамента по электронной технике

и технологиям АО «ИПК «СТРАЖ» Алексей Павлов рассказал участникам об интеллектуальной системе электронного пломбирования «БигЛок».

Она обеспечивает сохранность грузов при перевозке в режиме онлайн.

А директор по продажам IT ООО «Максима Логистик» Александр Мухин сообщил об услуге компании под названием

«личный кабинет железнодорожного оператора». Он позволяет клиенту видеть свободные вагоны под погрузку, самостоятельно заказывать

и оплачивать их и т. д.