Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Международный транспортный коридор«Север-Юг»:торговля, логистика, инвестиции

Опубликовано 21.05.2022

19 мая 2022 года, в рамках XIII Международного экономического саммита

«Россия – Исламский мир: KazanSummit 2022» состоялся Круглый стол Каспийского международного интеграционного клуба «Север-Юг» на тему:

«Международный транспортный коридор

«Север-Юг»:

торговля, логистика, инвестиции».

 

 

2022 год, который ставит перед транспортной отраслью новые вызовы и ряд логистических ограничений, появившихся ввиду санкций, дал новый импульс к развитию Международного транспортного коридора «Север-Юг» –сюда идёт постепенная переориентация экспортных грузопотоков, ранее отправлявшихся через порты Балтийского бассейна.

По оценкам экспертов «Евразийского Банка Развития», к 2030 году объём контейнерных перевозок по маршрутам МТК «Север – Юг» может возрасти до 11,9 млн тонн (662 тыс. ДФЭ). Прогнозируется рост перевозок продовольственных товаров, металлов, древесины, машин, оборудования и прочих грузов.

 

На сегодняшний день развитие комплексных логистических сервисов и совершенствование транспортных услуг на маршрутах МТК «Север–Юг» является экономически оправданным инструментом для укрепления евразийского партнёрства и связей стран ЕАЭС со странами Кавказа, Ираном, Индией, а также привлечения транзитных потоков из стран Каспийского бассейна, Персидского залива и Индии на российскую инфраструктуру и далее – в Северную и Западную Европу.

Проект МТК «Север-Юг» предусматривает мультимодальное использование железных дорог, автомагистралей, морских путей, и позволяет существенно сократить время отправки грузов, уменьшив при этом стоимость перевозки.

 

Каспийский международный интеграционный клуб «Север-Юг», созданный под председательством Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова, является международной профессиональной отраслевой площадкой для обсуждения интеграционных торговых, логистических и инвестиционных проектов в рамках МТК «Север-Юг».

Основная миссия Клуба — объединение ресурсов власти и бизнеса государств-членов международного проекта, а также стран-партнёров по диалогу, взаимное информирование и анализ подготовки инвестиционных и торговых соглашений.

Клуб ставит своей целью повышение финансовой и управленческой эффективности реализуемых международных инициатив, содействие в продвижении проектов, связанных с формированием транспортных и торговых потоков на пути Индия – Иран – Азербайджан – Россия – Европа, с использованием геополитического положения заинтересованных стран и регионов.

 

Участники заседания Круглого стола в ходе дискуссий обсудили:

- Интеграционную роль МТК «Север-Юг» в развитии экономики и экспортной логистики Большой Евразии. Роль Российской Федерации, Индии и Ирана в развитии МТК «Север-Юг».

- Проект «Агроэкспресс» – специализированный сервис АО «РЖД Логистика» и АО «Российский экспортный центр», а также ряда евразийских логистических операторов, по доставке отечественных продуктов питания в Казахстан, Узбекистан, Иран, Ближний Восток и Китай с помощью ускоренных контейнерных поездов.

- Перспективы и пути развития экономик Российской Федерации, Исламской республики Иран и Республики Индия через совершенствование торговых путей и увеличение грузопотоков.

- Инвестиционный потенциал стран Большой Евразии и вклад в логистику маршрутов коридора «Север-Юг».

- Исламские инвестиции в экономику и развитие совместных торговых и логистических проектов.

Особое внимание в обсуждениях Круглого стола было уделено проекту «Евразийский Агроэкспресс», который на сегодняшний день является инновационным решением по перевозке продовольственных грузов и товаров.

«Агроэкспресс» – это специализированный сервис по доставке грузов с помощью ускоренных контейнерных железнодорожных поездов и в мультимодальном сообщении, который позволяет сократить сроки доставки и снизить транспортные расходы благодаря эффективно выстроенной логистике.

 

 

Проект направлен на экспорт российской агропромышленной и продовольственной продукции в Китай, Узбекистан и страны Центральной Азии, а также в страны коридора «Север-Юг».

Проект «Агроэкспресс» стартовал в 2019 году, когда силами ОАО «РЖД», совместно с Российским экспортным центром, была организована первая пилотная отправка замороженного мяса курицы в Китайскую Народную Республику. АО «РЖД Логистика» в этом проекте выступила как ключевой российский мультимодальный оператор.

На первых этапах «Агроэкспресс» работал в основном на экспорт российской агропромышленной продукции в Китай, однако вскоре к нему проявили интерес Азербайджан, Белоруссия, Иран, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, – стало понятно, что проект приобретает Евразийский статус.

25 февраля 2022 года на заседании Евразийского межправительственного совета в городе Нур-Султан, Премьер-министрами стран Евразийского Экономического Союза было подписано Распоряжение «О совместном проекте государств-членов Евразийского Экономического Союза по осуществлению ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции и продовольствия «Евразийский Агроэкспресс», в направлениях на страны Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и Ближневосточного региона.

Для реализации поставленных задач Распоряжением была определена дирекция проекта «Евразийский Агроэкспресс» – АНО «Евразийская Агрологистика».

Миссия проекта – обеспечение продовольственной безопасности, справедливое и взаимовыгодное распределение продовольственных товаров между странами Евразийского союза и сопредельными государствами, увеличение объёмов экспорта и импорта продукции агропромышленного комплекса.

Основная задача проекта – выход на объём грузоперевозок между странами ЕАЭС и в направлениях «Китай и страны Центральной и Юго-Восточной Азии» – до 500 тыс. тонн к 2025 году, и до 1 млн тонн к 2030 году, обеспечив при этом для грузоотправителей (экспортёров и импортёров) конкурентные, в отношении морского фрахта, ставки, и ускоренные сроки доставки, включая вопросы бесшовного прохождения контрольных процедур – таможенных, ветеринарных и фитосанитарных.

В работе Круглого приняли участие:

- Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов;

- Чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации Казем Джалали;

- Чрезвычайный и полномочный посол Республики Индия в Российской Федерации Шри Паван Капур;

Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Исламского сотрудничества Рамазан Гаджимуратович Абдулатипов;

- Вице-президент АО «Российский Экспортный центр» Станислав Георгиевский;

- Генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Иовчович Мурев;

- Заместитель Генерального директора АО «КТЖ Экспресс» Бахыт Успаев.

 

В качестве спикеров также выступили представители Азербайджанских, Иранских, Казахстанских и Узбекистанских железных дорог и транспортно-логистических компаний, представители бизнес-структур и международных ассоциаций.

Модерировала дискуссию — Генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика», доктор технических наук, профессор, Почётный железнодорожник РФ Алевтина Григорьевна Кириллова.

Участники заседания Клуба единодушно подчеркнули, что логистика должна оставаться вне политики, и развиваться несмотря на непростую политическую ситуацию.

Председателем Клуба – Рамазаном Абдулатиповым – было предложено объявить Международный транспортный коридор «Север-Юг» свободным от санкций коридором.

«Современный мир нуждается в таких больших стратегических проектах как Международный транспортный коридор «Север-Юг», который связывает огромную территорию Большой Евразии», – отметил Р.Г. Абдулатипов.