Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Субсидирование транзита стоит сделать долгосрочной мерой

Опубликовано 22.09.2020

21 августа председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление о субсидировании транзитных железнодорожных перевозок контейнеров по территории РФ. Размер компенсации составит от 25 до 77 тыс. руб. за контейнер в зависимости от его типа и направления транзита.

На вопросы РЖД-Партнера о влиянии этого решения на транспортную отрасль ответила руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр», д. т. н. Алевтина Кириллова.

– Алевтина Григорьевна, по словам представителей ОАО «РЖД», конечным бенефициаром субсидий будет грузовладелец, который сможет «практически бесплатно» отправлять грузы. Какая при этом прогнозируется выгода для российской транспортной отрасли?

– Субсидирование стоимости перевозки транзитных контейнеров по российским железным дорогам и, как следствие, рост объемов перевозок окажут положительное влияние на достижение целевых параметров по четырехкратному увеличению объемов транзитных перевозок контейнеров и выполнению комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением правительства от 30 сентября 2018 г. № 2101-р, а также долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, утвержденной распоряжением правительства от 19 марта 2019 г. № 466-р.

В части дополнительных стимулирующих решений программа субсидирования транзитного железнодорожного тарифа по маршрутам основных транзитных коридоров рассматривается также в качестве оперативной меры разгона экспорта транспортных услуг в этом секторе на 2020 год.

В составе выполненной оценки притоков в бюджетную систему налоговых поступлений (налог на прибыль, НДФЛ, страховые взносы) при экономических расчетах программы были учтены эффекты от эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта, от деятельности производителей подвижного состава и грузовых вагонов (с учетом потребного парка новых фитинговых платформ и локомотивов для обеспечения прироста транзитных перевозок до 300 тыс. ДФЭ), эффекты от индуцированного спроса на продукцию отраслей промышленности, поставляющих подвижной состав, ресурсы и услуги для транспортного процесса, а также эффекты от деятельности операторов грузовых перевозок, стивидорных компаний (в том числе по перевалке грузов на портовые площади), субъектов экономической деятельности, обеспечивающих поставки материально-технических и топливно-энергетических ресурсов.

Также в расчетах был учтен мультипликативный эффект, который включает в себя формируемую прибыль участников перевозочного процесса и социальные эффекты в виде дополнительного фонда оплаты труда работников, задействованных в перевозочном и перегрузочном процессах.

– Чем обосновывается необходимость введения субсидирования именно сейчас?

– Введение субсидии на транзитные маршруты АТР – Европа – АТР именно сейчас оживит рынок и привлечет транзитный грузопоток. В текущей ситуации ввиду ограничений прохода границ автотранспортом и длительных карантинов водителей, а также в связи с перебукировкой морских линий и дефицитом линейных контейнеров под погрузку сложились выгодные возможности для перетока грузов на железную дорогу, так как сейчас это наиболее надежный и быстрый вид доставки, особенно товаров первой необходимости для населения.

При этом наша активная политика по продвижению экспорта транспортных услуг коррелируется с действиями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, Министерство торговли Китая опубликовало перечень целей и требований к функционированию железнодорожного маршрута Китай – Европа в условиях распространения пандемии. Планируется использовать маршрут для обеспечения возобновления прерванных цепей поставок, в частности для экспорта в Европу товаров для борьбы с эпидемией, для поддержки поставок по механизмам электронной торговли, для доставки скоропортящейся продукции АПК рефрижераторными контейнерами, а также отмечается необходимость поддержки функционирования маршрута путем упрощения таможенных процедур и предоставления компаниям равного доступа к поддержке перевозок.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в программе субсидирования транзита не указаны сроки ее действия, что вызовет ее восприятие рынком как меры с неопределенным жизненным циклом и непонимание рынком возможности пролонгирования меры на длительный период.

Отсутствие расчетов по длительности вводимой меры, например, как вариант до 2025 года, может вызвать деструктивное течение реализации программы, поскольку операторы не смогут прогнозировать свои коммерческие ставки для зарубежных клиентов на долгосрочный период, а клиенты не смогут строить свою внешнеторговую политику и экономику с учетом мер предложенной программы.

В данной связи было бы целесообразно обсудить с рынком предложения по стратегированию транзитной субсидии как предлагаемой меры поддержки экспорта транспортных услуг на долгосрочный период.

– Субсидии в этом году не коснутся основного массива контейнерного транзита – через сухопутные погранпереходы Дальнего Востока на границе с Китаем и Монголией, а также через Казахстан. Верно ли, что они направлены в основном на стимулирование отправлений из Японии и Южной Кореи? Могут ли эти субсидии действительно переломить ситуацию по этим направлениям?

– При первоначальной разработке мер программы субсидирования предусматривалось, что в пилотные маршруты программы будут включены транзитные маршруты Япония – Европа и Южная Корея – Европа через дальневосточные порты РФ как наиболее предпочтительные на первом этапе отработки программы. В текущей версии программы перечень маршрутов существенно расширен.

При этом экспертная оценка потенциального объема перевозок контейнеров железнодорожным транспортом из Японии и Кореи в Европу прогнозируется на уровне 200–300 тыс. ДФЭ в период до 2025 года.

С учетом того, что ставка за перевозку контейнера из Японии, Кореи, КНР по маршруту deep sea через Суэцкий канал от двери до двери не превышает $2500/FEU, субсидирование сквозной ставки путем обнуления тарифа по российским железным дорогам (1044 CHF/FEU в западном направлении и 696 CHF/FEU в восточном направлении) позволит предложить рынку ставку в размере $3400–3700/FEU. Преимущество сухопутного маршрута выражается в сокращении срока доставки на 10–15 суток, что позволит ускорить оборачиваемость товаров и финансовых средств заказчиков перевозок.

– Если субсидии действительно помогут резко нарастить объемы перевозок, справится ли с этим инфраструктура?

– Хороший вопрос. Безусловно, необходимо учитывать готовность пропускной способности инфраструктуры Восточного полигона и припортовых подходных железнодорожных путей к приросту транзитного транспортного потока, прогнозируемого по итогам реализации программы. Будет ли обеспечена скорость контрольных процедур в точках входа и выхода грузов, не возникнут ли простои и порча товаров при перегрузках увеличенного товаропотока? Так как уже не первый год наблюдаются жалобы грузоотправителей о недостаточных мощностях Восточного полигона, особенно в периоды пиковых нагрузок.

В данной связи реализация программы субсидирования транзита должна проводиться в увязке с мероприятиями по модернизации обеспечивающей инфраструктуры и постоянным мониторингом расшивки узких мест, а также реконструкцией и модернизацией пунктов пропуска на маршрутах основных транзитных транспортных коридоров.

Вместе с тем достигнутый практический прирост грузопотока, в свою очередь, станет и стимулирующим фактором для проработки дополнительных программ расширения и модернизации транспортной инфраструктуры, что будет способствовать развитию новых транспортных сетей и созданию новых рабочих мест в приграничных транспортных терминалах и логистических центрах.

Беседовала Юлия Чернышевская