Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

В Совете Федерации обсудили меры поддержки транспортно-логистической отрасли

Опубликовано 16.03.2023

Комитет Совета Федерации по экономической политике, при поддержке Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), провел круглый стол

«Транспорт и логистика в условиях новой экономической реальности».

В мероприятии приняли участие представители Минтранса РФ, Минпромторга РФ, Минэкономразвития РФ,  Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства финансов РФ, Министерства просвещения РФ, МВД России, а также руководители крупнейших транспортно-логистических компаний.

Транспортно-логистическая отрасль столкнулась с беспрецедентными вызовами, угрожающими российской экономике. Глобальный кризис в цепях поставок кратно усугубился текущей геополитической ситуацией.

В числе основных проблем отрасли можно отметить как высокие прямые затраты на технику и комплектующие, так и сокращение рынков сбыта, падение спроса на услуги российских транспортных компаний. Все это приводит к падению доходов, убыткам и банкротству компаний.

Участники круглого стола обсудили текущее состояние рынка автомобильных грузоперевозок и адаптацию текущих бизнес-моделей участниками рынка к новым экономическим условиям. Особое внимание было уделено снижению финансовой нагрузки на транспортные компании в условиях санкционного давления с целью сдерживания роста цен на товары, а также дефицит трудовых ресурсов в отрасли.

Была поднята тема мер государственной поддержки обновления автопарка.

В частности, участники Круглого стола обсудили с представителями Минпромторга России  возможность обеспечить транспортной техникой участников отрасли.

Как отметили в Минпромторге, объемы рынка автомобилей, безусловно, снизились, но грузовой сегмент пострадал в наименьшей степени. Сегодня более 60% рынка приходится на отечественных производителей грузовой автотехники. Ситуация частично нормализуется как за счет российских автозаводов, так и за счет использования механизма параллельного импорта, который позволяет компенсировать уход из России иностранных производителей из «большой семерки».

Как отметил директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Сергей Семенов, в сложившихся условиях удалось поддержать отрасль. В частности, Правительство России выделило 1,64 млрд рублей, эти средства были направлены на возмещение ущерба перевозчикам, лишившимся своих транспортных средств.

Одна из основных проблем, о которых сигнализирует отрасль – дефицит кадров, который транспорт и логистика стали испытывать, начиная с пандемии. Несмотря на это, в текущем году частично удалось решить вопрос трудоустройства водителей, которые раньше работали на международных перевозках.

По мнению исполнительного директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольги Федоткиной, необходимые меры поддержки транспортно-логистической отрасли должны включать в себя сокращение административной нагрузки, которая не влияет на жизнь и безопасность людей, а также фискальной, как в части прямых налогов, так и неналоговых платежей.

«Необходимо обеспечивать заблаговременную прогнозируемость роста любой налоговой нагрузки во избежание шокового сценария для бизнеса. Транспортно-логистическая отрасль – ключевая отрасль экономики, и государство обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы принять правильные решения и создать благоприятные условия для её сохранения. В частности, меры в отношении обновления автопарка должны носить комплексный характер, направленные как на развитие внутреннего производства, так и частичную доступность импорта», – добавила Ольга Федоткина.

Глава СЭЛ также отметила, что одно из решений проблемы дефицита кадров – развитие программы популяризации престижа профессии водителя, предоставление гарантий трудоустройства и соцпакета, а также создание достойных условий труда, как с стороны  работодателя, так и с точки зрения инфраструктуры.