Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

СЕВЕР-ЮГ: КАК РАЗРУШИТЬ БАРЬЕРЫ

Опубликовано 18.04.2018

18 апреля 2018 года в рамках «ТрансРоссия 2018» состоялся Круглый стол «Развитие логистики на международном транспортном коридоре «Север-Юг».

18 апреля 2018 года в рамках 23-й Международной выставки транспортно-логистических услуг и технологий «ТрансРоссия 2018» прошло заседание Рабочей группы по технологиям и тарифам Международного транспортного коридора «Север-Юг» в формате Круглого стола «Развитие логистики на международном транспортном коридоре «Север-Юг».

В работе Круглого стола приняли участие:

-        Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества с государствами Каспийского региона Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов;

-        Вице-президент железных дорог Исламской Республики Иран Бабак Ахмади;

-        Первый секретарь по международной торговле Посольства Индии в России Вриндаба Гохил;

-        Председатель правления LDz Logistika Гундарс Аболс;

-        Заместитель директора по логистике АО «РЖД Логистика» Юрий Александрович Комендантский;

-        Заместитель директора Департамента экономического сотрудничества Министерства иностранных дел РФ Василий Борисович Поспелов;

-        Заместитель директора Департамента международного сотрудничества Министерства промышленности и торговли РФ Дмитрий Александрович Савенков;

-        Руководитель Российско-Иранского делового совета Владимир Владимирович Обыденов;

-        Советник по экономике Посольства Республики Азербайджан в России Шовги Мехди заде Камал оглы;

-        Постоянный представитель Республики Дагестан при Президенте РФ Изумруд Мужаидовна Мугутдинова;

-        Представители Министерства транспорта;

-        Представители бизнес-сообщества, научных кругов и транспортных ассоциаций.

Модерировала заседаниеКириллова Алевтина Григорьевна, руководитель Проекта по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра.

Организаторами Круглого стола, при поддержке Министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги», выступили Деловой Клуб «Север-Юг», Международная Ассоциация логистического бизнеса (МАЛБИ) и Российско-Иранский Деловой Совет при Торгово-промышленной палате РФ (РИДС).

Круглый стол состоялся в интервью-студии «Открытый разговор» при поддержке журнала «РЖД-Партнер».

На повестку Круглого стола были вынесены следующие вопросы:

-        Необходимость разработки единого транспортного документа для потребителей услуг - текущих и потенциальных экспортеров в страны Каспийского и Ближневосточного региона.

-        Барьеры на МТК «Север-Юг» и пути их ликвидации.

-        Таможенное администрирование и создание «зеленого таможенного коридора».

-        Сквозные тарифные решения при участии в перевозках разных видов транспорта по всем маршрутам коридора.

-        Необходимость разработки системы постоянного обмена информацией между участниками логистического управления МТК «Север-Юг». Формирование единой информационной системы и координирование деятельности партнеров и участников МТК.

-        Обсуждение реализованных и пилотных кейсов перевозок по МТК «Север-Юг».

-        Развитие новых видов логистических услуг и сервисов для экспортеров, в том числе хранения, переработки, переупаковки, распределения и распыления в логистических центрах по всем маршрутам МТК «Север-Юг».

-        Создание Интернет-площадки продаж экспортных логистических услуг для экспортеров в страны Каспийского и Ближневосточного региона.

Одной из важнейших частей программы, на котором сосредоточена сейчас работа Российско-Иранского Делового совета (РИДС), – это реализация комплекса мероприятий по созданию таможенного «зеленого коридора» на МТК «Север-Юг», – подчеркнул в своем выступлении Владимир Обыденов. – Адекватным ответом на эти вызовы является создание в странах прохождения МТК сети транспортно-логистических комплексов.

Представитель дагестанских перевозчиков прокомментировал выступление Владимира Обыденова и внес предложение, что первый транспортно-логистический комплекс должен располагаться на территории Ирана не далее 25 км от границы с Азербайджаном, так как Иранские власти не пускают далее этой границы вглубь территории страны. Такой же ТЛК, по его мнению, должен находиться и на территории Дагестана.

Рамазан Абдулатипов с сожалением отметил, что работа по развитию «зеленого коридора» идет очень медленно, особенно с иранской стороны. В протокол заседания необходимо внести развитие «зеленых коридоров» не только по маршруту Россия–Иран, но и по всему МТК.

Заместитель директора Департамента Министерства промышленности и торговли Дмитрий Савенков подчеркнул, что Мипромторг России, в соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2020 года, и со стратегией развития в России железнодорожного транспорта до 2030 года, уделяет большое внимание международной составляющей коридора «Север-Юг». В Минпромторге считают, что этот транспортных коридор позволит улучшить связи со странами Персидского залива, Южной Азии, а также поможет устранить многие транзитные перекосы в транспортных коммуникациях, придаст дополнительный импульс развитию Каспийского и Ближневосточного регионов.

Алевтина Кириллова высказала мнение, что в развитии любого транспортного маршрута, в первую очередь, важно развитие внешнеторговых отношений, а транспорт должен стать инструментом развития внешнеторговых коммуникаций между странами-участницами маршрута.

«Российский экспортный центр» (РЭЦ), в котором Алевтина Кириллова возглавляет проект по развитию экспортной логистики, предоставляет государственный инструмент финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров, в том числе в форме кредитования, страхования, компенсации части затрат экспортеров при экспортных торговых сделках.

Проект «Север-Юг» в РЭЦ сейчас выделяется как приоритетный, и рассматривается как один из инструментов выхода российских экспортеров на новые мировые рынки. На сайте РЭЦ грузоотправители, экспортеры могут оставить заявку и получить бесплатную консультацию по всем вопросам логистики, сертификатам, патентам, и другим вопросам.

Представитель Министерства иностранных дел РФ, заместитель директора департамента экономического сотрудничества Василий Поспелов рассказал о работе МИДа по развитию МТК «Север-юг», о переговорах с иранской стороной по вопросам торгово-экономического сотрудничества. 

Представитель Министерства транспорта, заместитель начальника отдела Мария Артюхович, которая курирует вопросы развития коридора «Север-Юг», рассказала о деятельности Минтранса по развитию МТК. Перед Минтрансом была поставлена задача сформировать контактный центр, состоящий из представителей компаний, министерств и ведомств, участвующих в развитии МТК «Север-юг». По дипломатическим каналам было направлено официальное письмо иранской стороне, ответ от них ожидается.

Рамазан Абдулатипов, в продолжение идей Минтранса отметил, что маршрут «Север-Юг» необходимо координировать на государственном уровне, и что эту идею необходимо донести до Президента, иначе страна будет терять многие важные грузопотоки.

Вице-президент железных дорог Ирана Бабак Ахмади рассказал о подписанном с Азербайджаном соглашении по строительству железнодорожного участка Решт–Астара. В настоящее время ведутся инженерно-изыскательские работы, которые планируется закончить по истечение 5-6 лет. Далее начнется само строительство. Господин Ахмади также подчеркнул, что Иран очень заинтересован в загрузке этого маршрута в рамках коридора «Север-Юг».

Также, отвечая на вопрос представителей Казахстана об отсутствии загруженности уже имеющейся ветки между Ираном и Казахстаном, господин Ахмади ответил, что Иранская сторона тестирует и этот маршрут.

Заместитель директора по логистике крупнейшего на территории СНГ и Балтии мультимодального оператора «РЖД Логистика» Юрий Комендантский рассказал о реализованных компанией пилотных проектах в рамках коридора «Север-Юг». Первая пилотная отправка была осуществлена более года назад. Из индийского Бангалора в Москву была перевезена партия радиаторов в контейнерах. Путь до станции Ворсино от индийского Бангалора занял 22 дня. Для сравнения: путь того же груза через Суэцкий канал и Балтию занял бы 41 день, а через порты Черного моря – 29. Основное преимущество коридора «Север-Юг» – это, конечно, скорость доставки.

Общая проблема, связанная с иранской территорией – это страхование грузов.  На территории Ирана также не достроен терминал в Астаре, соответственно, пока его не достроят, грузы там обрабатываться не будут. А после открытия, терминал будет обрабатывать только контейнерные и паллетизированные грузы, для навалочных и наливных – пока не хватает инфраструктуры.

Недостроенный ж/д участок Казвин - Решт предполагает перегруз с ж/д на авто, а затем опять на ж/д, что негативно сказывается на скорости доставки.

Кроме того, по территории Ирана существует проблема с доставкой автотранспортом контейнеров, весом более 20 т. Согласно Протоколу, к ним применяется повышающая ставка в 20$ за тонну.

В порту Бендер-Абас пока невозможно обеспечить прямые судозаходы в режиме 24/7. Пока что они осуществляются по расписанию 1 раз в неделю. Если будет достроен участок Решт–Астара, то это конечно ускорит доставку грузов, а также улучшит экономику всей доставки.

Что касается конкретно маршрута из Индии, то на данный момент на нем присутствует явный дисбаланс грузопотоков. Контейнеропригодные грузы в основном идут из Индии, из России следует балк. Прибывший в Россию контейнер достаточно сложно загрузить назад.

Еще один негативный момент – это сложность вывоза груза из континентальной Индии, так как контейнерное и погрузочное оборудование сконцентрировано в портах.

Первый секретарь по международной торговле Посольства Индии в России госпожа Вриндаба Гохил отметила, что важным вопросом является расширение прямого взаимодействия между индийскими и иранскими банками для содействия своевременному обороту денежных потоков. Индия готова поставлять по маршруту «Север-Юг» скоропортящиеся товары.

В завершение заседания участники отметили важность подобного формата для решения насущных транспортно-логистичеких задач, стоящих перед участниками этого крупного и перспективного маршрута.

Все пожелания и рекомендации будут включены в Протокол заседания.

______________________________________________

По вопросам участия в дальнейших мероприятиях

Наталья Фролова

Вице-президент Международной ассоциации логистического бизнеса (МАЛБИ)

+7(916) 187-09-13

+7(499) 706-80-42