Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Выделенные полосы для беспилотных такси

Опубликовано 04.08.2017

В Москве завершил свою работу V Международный Евразийский форум «ТАКСИ». Журнал "Инновации транспорта" - информационный партнер форума «ТАКСИ». В мероприятии приняли участие более 600 участников рынка из 68 регионов России и 10 иностранных государств.

 

 

Ключевыми темами 2017 года на Форуме стала роль такси в развитии цифровой экономики России, государственное регулирование таксомоторной отрасли в условиях ее стремительного развития, обеспечение безопасности перевозок, такси в контексте развития городской мобильности и обеспечения благоприятной экологической обстановки для жителей городов, перспективы развития таксомоторного бизнеса, а также инновационные технологии в деятельности такси.

Форум открыл куратор форума Александр Старовойтов, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту и государственному строительству. «Уникальность легкового такси как вида общественного транспорта в том, что договор между участниками заключается в устной форме.  Таким образом это одна из первых отраслей, которая от понятия «документ» перешла к понятию «информация». Именно эта особенность позволила такси стать локомотивом цифровой экономики», - отметил он.

Отрасль давно ждет принятия собственного закона, который учтет все особенности ее стремительного развития.  Законопроект, разработанный в Госдуме в 2014 году, был принят в первом чтении и отправлен на доработку в Правительство РФ. «Сейчас Правительство РФ определилось со своей редакцией поправок в законопроект. Есть все возможности для того, чтобы законопроект был принят Госдумой в осеннюю сессию 2017 года», - заявил выступавший на Форуме заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул.  В частности, законопроект должен ввести понятия «оператор» и «агрегатор». И агрегаторов, и операторов обяжут передавать заявки от граждан только тем фрахтовщикам, которые имеют разрешения на осуществление этого вида деятельности. Это в свою очередь позволит уменьшить количество нелегальных перевозчиков.

На Форуме был представлен международный опыт регулирования сферы такси. Перед таксомоторной отраслью многих стран стоят сейчас те же вызовы, что и перед российскими таксистами: определение посредников и операторов транспортной услуги и разграничение их ответственности; определение условий доступа на рынок; регламентирование трудовых отношений в отрасли; законодательное определение правил райдшеринга (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков) и т.д. Своим опытом регулирования поделилась Белоруссия, Эстония, Словения, Бельгия и другие страны.

Также важной темой стало подведение итогов обслуживания таксомоторной отраслью болельщиков Кубка Конфедерации-2017 и обсуждение возможностей их учета при проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Никитенко Николай, директор департамента транспорта АНО «Оргкомитет «Россия 2018», сообщил, что Правительство РФ поручило Минтрансу России до конца 2017 года разработать план по организации работы такси в период проведения Чемпионата мира по футболу-2018. По мнению экспертов, необходимы единые требования к организации таксомоторного рынка для всех городов-участников, а также введение единого сервиса такси.

Важным результатом работы Форума станет формирование общественной резолюции, интегрирующей предложения и инициативы профессионального сообщества. Резолюция будет направлена в федеральные министерства и ведомства для учета в работе, адаптации профильной государственной политики к реалиям бизнеса,  совершенствования законодательства.

Параллельно с деловой программой в рамках Форума прошла выставка, где были представлены новейшие образцы таксомоторного оборудования, автоплатформ, программного обеспечения, а также различные услуги для таксомоторной отрасли. Изюминкой выставки стал первый российский беспилотный пассажирский автобус - MATRЁSHKA.

Форум прошел при поддержке и участии Государственной Думы ФС РФ, Министерства транспорта РФ, Правительства Москвы, профильных федеральных и региональных министерств и ведомств. Организатором форума является автономная некоммерческая организация «Международный Евразийский форум «ТАКСИ» (АНО «МЕФТ)».

Партерами Форума стали KIA Motors Rus и Ravon Motors Rus, партнером деловой программы выступила Ассоциация «ТАМА». Рабочая сессия «Развитие системы страхования для такси»  прошла при партнерской поддержке  СПАО «Ингосстрах».  Мероприятия прошло на площадке партнера Форума — в Конгресс-Парке гостиницы «Рэдиссон Ройал Москва».

 

Автономная некоммерческая организация «Международный Евразийский форум «ТАКСИ» («АНО МЕФТ») была создана в 2015 году с целью объединения усилий профессионального сообщества и власти по развитию рынка такси и совершенствованию законодательства, регулирующего таксомоторные перевозки. АНО «МЕФТ» ставит перед собой задачу развивать форум как ключевое отраслевое мероприятие, систематизировать работу с предложениями участников и обеспечить максимально эффективное продвижение итоговой резолюции, чтобы способствовать рациональным и эффективным преобразованиям в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

 

 ДАЙДЖЕСТ ФОРУМА

 

Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул выступил на 5 Международном Евразийском форуме «Такси» с докладом о государственном регулировании в сфере перевозок легковыми такси.

По словам Асаула, услуги легкового такси пользуется все большим спросом населения. «Тот факт, что такси становится доступным и востребованным видом перевозок, способным обеспечить высокий уровень мобильности граждан,  заставляет нас всех и на законодательном уровне, и на практике эту услугу совершенствовать, обеспечивая пассажирам не только скорость передвижения и оптимизацию времени поездки, но высокий уровень безопасности и комфортности. Министерством транспорта ведется активная работа, направленная на формирование понятной и прозрачной законодательной базы для такси», - сообщил он.

По мнению Асаула, на площадке Международного Евразийского форум «Такси» созданы все условия для конструктивного диалога между органами государственной власти и обществом. «Уверен, что по итогам обсуждений участники Форума выработают практические рекомендации, которые будут способствовать развитию современной, высокоэффективной системы транспортного обслуживания населения легковым такси и формированию цивилизованного рынка услуг этим видом перевозок. Мы должны найти баланс, чтобы не закручивать гайки, но и поддержать стандарт такси, чтобы нам не было стыдно перед нашими гостями Чемпионата мира по футболу-2018», - подчеркнул замминистра.

Он сделал акцент на некоторых аспектах государственного регулирования в сфере перевозок легковыми такси. В частности, рассказал об участии Минтранса России в работе над законопроектом № 472515-6  «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который  внесен в Госдуму депутатами и принят в первом чтении. Поправки, которые предложил внести Минтранс России, предусматривают разделение понятий «агрегатор» и «оператор». По мнению ведомства, первые передают заказы через интернет, а вторые другими путями, например, с помощью телефона. Также будет введена ответственность агрегаторов и операторов за передачу заявок нелегальным перевозчикам, чего сейчас законодательством не предусмотрено. 

В частности, проект поправок обсуждался на заседании Общественного совета Минтранса России, на котором было поручено провести мониторинг реализации (или готовности реализации) субъектами Российской Федерации права введения ограничения на выдачу разрешений и установления цветовой гаммы кузова легкового такси.

Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул озвучил результаты мониторинга  реализации (или готовности реализации) субъектами Российской Федерации права введения ограничения на выдачу разрешений и установления цветовой гаммы кузова легкового такси.

Участие в мониторинге приняли 83 субъекта Российской Федерации. В 46 субъектах не установлено и не планируется ни введение квот на количество разрешений на перевозку легковыми такси, ни установление цветовой гаммы кузова.

Установлено ограничение по выдаче разрешений (такое право субъектам Российской Федерации предоставлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 69-ФЗ)  в двух субъектах Российской Федерации - в Волгоградской и Вологодской областях.

Рассматривают возможность введения ограничений по выдаче разрешений в 10 субъектах Российской Федерации (Республика Калмыкия, Республика Мордовия, Республика Хакасия, Краснодарский край, Воронежская область, Ивановская область, Курганская область, Омская область, Свердловская область, Москва).

Установлено требование по цветовым гаммам кузова: в 15 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея,  Республика Бурятия, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан, Краснодарский край, Пермский край, Приморский край,                        Ставропольский край, Амурская область, Астраханская область, Белгородская область, Калининградская область, Московская область, Тверская область,  Москва).

В двух субъектах - В Вологодской и Ростовской областях - данное требование вступит в силу с 1 января 2018 г. В Тульской области – с 1 июля 2019 г. В Калужской области соответствующий закон от 20.06.2013 № 853 не вступил в силу.

Планируется установление требования по цветовой гамме кузова в 17 субъектах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Мордовия, Республика Хакасия, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Курганская область, Омская область, Орловская область, Саратовская область, Свердловская область, Смоленская область, Ярославская область, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО). В Волгоградской области, Калужской области, Курганской области, Орловской области и Санкт-Петербурге подготовлены соответствующие нормативные правовые акты.

«Экономическая ситуация в регионах России разная, также отличаются стадии развития рынка такси. В связи с этим мы не должны принуждать таксомоторный бизнес к единому подходу по всей стране», - отметил Асаул.

 

Куратор форума Александр Старовойтов, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту и государственному строительству выступил с докладом в пленарном заседании мероприятия, в котором обозначил роль такси в формировании цифровой экономики в России.

 «Во всем мире и в России идет активный процесс «оцифровки» экономики, изменяется технологический уклад, формируется новая инфраструктура. В первую очередь это касается транспорта. Уникальность легкового такси как вида общественного транспорта в том, что договор между участниками заключается в устной форме.  Таким образом это одна из первых отраслей, которая от понятия «документ» перешла к понятию «информация». Именно эта особенность позволила такси стать локомотивом цифровой экономики», - отметил Старовойтов.

На днях Правительством РФ была принята госпрограмма развития цифровой экономики в России. «Она требует тщательного законодательного регулирования, которое будет благоприятствовать этому процессу. Для такси это особенно важно, поскольку отрасль уже живет в реальности цифровой экономики», - высказался депутат.

Также он акцентировал внимание на том, что 20 марта 2017 года при Председателе Госдумы РФ был создан Совет по развитию цифровой экономики. «Это мощный инструмент для развития таксомоторного рынка. Теперь дело за вами. Умение находить общие цели и выстраивать коммуникацию – это показатель зрелого сообщества», - обратился Старовойтов к таксистам.

 

3 августа на V Международном Евразийском форуме «Такси» состоялась рабочая сессия «Автомобиль такси: настоящее и будущее». Участники мероприятия обсудили, как будет выглядеть автомобиль в будущем и место таксомоторов в нем.

В обсуждении приняли участие представители ПАО «АвтоВАЗ», Lifan Motors Rus, Ravon Motors Rus, KIA Motors Rus, представители таксопарков и общественности. Модерировал сессию руководитель отдела международной дистрибуции и развития бизнеса «Яндекс.Такси» Артем Фокин .

О перспективах развития таксомоторных перевозок рассказал заместитель руководителя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. По его мнению, автомобиль будущего должен соответствовать таким критериям как функциональность, безопасность, технологичность и экологичность. При этом одним из наиболее важных вопросов в рамках обсуждения такси будущего является вопрос цены поездки.

Артем Фокин рассказал на рабочей сессии о беспилотном автомобиле, который разрабатывает​ «Яндекс». Как он отметил, пока это научно-исследовательский эксперимент. 

На вопрос о том, когда беспилотные автомобили станут повседневным явлением, он заявил, что по этому поводу есть множество оценочных суждений. «Кто-то говорит о 2030 г., другие о следующем годе. На данный момент технология, которая у нас есть, позволяет тестировать машину  в городской среде», - подчеркнул Фокин.

Участники дискуссии предложили подумать над тем, чтобы для беспилотных автомобилей были предусмотрены выделенные полосы.

 

Заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Д. Пронин сделал краткое резюме 110-летней истории развития московского такси в рамках VМеждународного Евразийского форума «Такси».

По его словам, по многим показателям московское такси одно из лучших в мире.

В 2017 году московское такси отмечает свое 110-летие. Первое упоминание такси было сделано в газете «Голос Москвы» в 1907 году.

На сегодняшний день в Москве выдано 83 544 разрешений, из них действительны 46 404.

Ежедневно московские таксисты перевозят 715000 человек. Среднее время поездки составляет 21 минута, средняя дистанция поездки 11,8 км. По сравнению с 2015 годом средняя стоимость поездки снизилась на 29% - с 650 до 460 рублей.  Одно такси в сутки выполняет 7-8 заказов. На один заказ приходится 1,7 человека.  По сравнению с 2010 годом количество заказов в сутки выросло примерно в 2 раза. В Москве действуют 384 стоянки для легковых такси.

«Сегодня удалось достичь значительного снижения срока ожидания автомобиля – до 5-7 минут. Это один из лучших показателей в мире», - сообщил Пронин.

Средний возраст автомобиля такси в Москве 2,8 лет. Это один из самых низких показателей в Европе. В Московской области этот показатель равен 4,7 годам, в Санкт-Петербурге – 4 годам. Пронин связывает это с тем, что Москва активно субсидирует таксомоторные компании при покупке новых автомобилей. За 5 лет на эти цели было направлено 286 млн рублей. Наиболее популярные автомобили среди таксистов: Хендай, Шкода, Форд, Киа, Ниссан.

 

Международный опыт регулирования сферы такси обсудили на панельной сессии VМеждународного Евразийского форума «Такси».

Представитель IRU в Евразии отметила тенденции в таксомоторной отрасли, которые наблюдаются сегодня в европейских странах: определение посредников и операторов транспортной услуги и разграничение их ответственности; определение условий доступа на рынок; регламентирование трудовых отношений в отрасли; законодательное определение правил райдшеринга (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков).

Руководитель отдела городского транспорта Транспортного департамента г. Таллин

Пярн Рут рассказала об опыте Эстонии. Согласно эстонскому законодательству, каждый гражданин имеет возможность проверить личность таксиста через специальный сайт. Кроме того, по ее словам, водитель такси обязан выдать после поездки квитанцию. Если ее нет, то пассажир имеет право не платить.

О том, как регулируется сфера такси в Словении рассказал координатор по устойчивому развитию транспортной системы Департамента коммерческой деятельности и транспорта г. Любляны Сопотник Матиц. «К 2025 году мы хотим, чтобы Любляна стала самым экологически чистым городом Европы. Поэтому мы пытаемся сделать транспортную систему города экологичнее. Для этого центр города был закрыт для автомобилей. Рядом с ним мы расположили стоянки только для такси»,– отметил он. По его словам, такси будущего – электрическое такси. Сегодня в центре г. Любляны работает подобное такси. Оно работает бесплатно, за счёт средств муниципалитета.

Подвел итоги обсуждению журналист из Бельгии Вим Фабер, который специализируется на теме транспорта и такси. «Вопросы, которые поднимаются на МЕФТе, обсуждаются на всех крупнейших форумах мира», – заявил он.

 

В рамках V Международного Евразийского форума «Такси» московская ФНС рассказала, какой вклад внесли таксисты в бюджет города.

От ФНС с докладом выступила Кондратьева Ольга Александровна, главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения доходов физических лиц Управления Федеральной налоговой службы  по г. Москве.

На данный момент в Москве зарегистрированы 4800 организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере легкового такси. При этом 88% налогоплательщиков приходится на долю ИП. 85% работают по упрощенной системе налогообложения. По словам Кондратьевой, 94% организаций и индивидуальных предпринимателей заявляет доход не выше 10 млн в год и имеют штат до 15 человек. Часть таксистов воспользовалась возможностью не так давно введенной  патентной системы и приобрели патент на таксомоторную деятельность. На сегодняшний день куплено 3276 патентов, на которые начислено 51,7 млн рублей.

«В 2016 году таксисты принесли московскому бюджету 1,113 млрд рублей. За первое полугодие 2017 года – 704 млн рублей», - резюмировала Кондратьева.

 

Представитель ГУОБДД МВД России выступил в рамках V Международного Евразийского форума «Такси».

Самсонов Роман Александрович, начальник отделения организации контроля за перевозками пассажиров и грузов отдела технического надзора ГУОБДД МВД России, отметил, что с 2014 года количество ДТП с участием водителей такси увеличилось на 30%. Специалист связывает это с повсеместным распространением услуги такси.

Лидерами среди регионов по количеству ДТП, совершенных по вине водителей такси, на сегодня являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Приморский край. На эти регионы приходится порядка 40% нарушений.  Больше всего нелегальных перевозчиков зафиксировано в Москве, Чеченской Республики, Московской области, Республики Дагестан, Краснодарском крае.

Наиболее частыми нарушениями является перевозка пассажиров без разрешения, незаконное нанесение цветографической схемы легкового такси  и несанкционированная  установка опознавательных знаков «Такси».

ГУОБДД МВД России планирует применить риск-ориентированный подход к надзору над таксистами. В соответствии с критериями вероятности несоблюдения обязательных требований деятельность легковое такси будет относиться к среднему уровню риска. К высокому уровню риска относятся организации, которые допустили ДТП с пострадавшими. Значительный риск  – нетрезвое вождение и неисполнение предписаний. К среднему риску относятся те организации, у кого есть более 20 нарушений; умеренный риск – от 10 до 19 нарушений; низкий риск – до 10 правонарушений.

«Предусмотрено как понижение уровня риска, так и повышение в зависимости от наличия ДТП и правопослушности поведения перевозчика», - сообщил Самсонов.

По его словам, Минтранс России предлагает законопроект, который предусматривает обязательное регулярное повышение квалификации водителей. «МВД России поддерживает такой законопреокт. Это может лечь в основу региональных стандартов, которые будут регулировать деятельность такси. На сегодняшний день, по мнению МВД России,  все механизмы для обеспечения безопасности  перевозок такси созданы», - резюмировал представитель ГУОБДД.

 

На V Международном Евразийском форуме «Такси» состоялся круглый стол, посвященный системе страхования для такси. Партнером секции выступило СПАО «Ингосстрах».

В обсуждении приняли участие директор Объединения автомобильных перевозчиков Тульской области Олег Бекетов, вице-президент Национального союз страховщиков ответственности Светлана Гусар, советник президента по вопросам безопасности дорожного движения Российского союза автостраховщиков Александр Якимов, заместитель начальника Управления методологии страхования Российского союза атвостраховщиков Андрей Спиров, начальник отдела страхования пассажирских перевозок СПАО «Ингосстрах» Александр Рыбальченко и директор по корпоративным отношениям Fasten Rus Александр Костиков.

Одним из важных  вопросов стали слишком высокие тарифы  на ОСАГО и КАСКО для таксистов. Андрей Спиров привёл статистику ДТП с участием автомобилей такси по сравнению с другими видами транспорта и сообщил, что для рентабельности страхования их необходимо поднимать ещё.

Александр Рыбальченко рассказал о новых страховых продуктах по добровольному страхованию пассажиров такси.

Также речь зашла о рисках, которые возникают у пассажиров при пользовании услугами недобросовестных перевозчиков, о требованиях законодательства и правах потерпевших.

Александр Якимов провёл параллель между соблюдением безопасности в советских такси и тем, что происходит сейчас, и призвал руководителей компаний тщательнее относиться к подбору водительского состава и соблюдению всех требований транспортного законодательства.

Одним из вопросов обсуждения стала давно назревшая и часто поднимаемая проблема – повсеместные отказы страховых компаний в заключении договоров страхования автомобилей такси. Участники рынка привели примеры подобных отказов. 

Однако, по мнению Андрея Спирова, ситуация с отказами в страховании такси не так печальна.

«Проведение на форуме «Такси» круглого стола, посвященного страхованию, призвано наладить диалог между разными сторонами этого процесса для того, чтобы услышать друг друга, обсудить какие-то проблемы. Надеюсь, мы продвинулись в этом направлении», - резюмировал он.