Что требуется для качественного скачка в будущее, обсудили в рамках делового семинара «Цифровизация на транспорте: для себя, а не для галочки», организованного журналом РЖД-Партнёр 25 июня 2019 г.
Тенденция перехода на цифровые технологии неизбежно затрагивает все отрасли, в том числе и транспортную.
Уже не раз говорилось об организации электронного документооборота, создании торговых площадок для предоставления услуг онлайн и т. д.
Однако эксперты отмечают, что предстоит еще очень много работы, поскольку как таковой трансформации рынка пока не произошло.
По мнению главного аналитика ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», члена Экспертного совета при правительстве РФ Андрея Ионина,
для того чтобы дело цифровизации сдвинулось, необходимо развивать площадки, которые объединят бизнес.
Также должны быть созданы площадки взаимодействия бизнеса с государством, поскольку такого механизма сейчас нет.
Надо сказать, что определенные успехи на цифровом поле есть. Так, главный конструктор ООО «ИнтэлЛекс» Николай Бузурнюк напомнил,
что РЖД занимается вопросом развития электронного документооборота в течение последних 20 лет. И на сегодня этой технологией охвачены
все сферы взаимоотношений с клиентами.
«Буквально месяц назад мы совместно с ФНС и ФТС России разработали приказ, который регулирует электронное предоставление сведений
о транспортных документах для подтверждения ставки НДС 0%. Это ограничивало в развитии технологии электронного документооборота
в экспортном, импортном и транзитном сообщении. Сегодня все нормативные и технические вопросы решены. Осталось официально
зарегистрировать документ в Минюсте России», – пояснил спикер.
Независимый эксперт Елена Кунаева добавила, что пока процесс развития ЭТП ГП идет достаточно медленно, поскольку к этому ресурсу еще
нет должного уровня доверия среди клиентов. Связано это с тем, что площадка попросту не предлагает какие-то новые решения
по конкурентоспособной цене.
«Мало согласовать возможность организации перевозки на этом ресурсе. Нужно полное понимание ответственности
всех участников процесса», – подчеркнула эксперт.
Президент Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Ольга Мельникова считает, что серьезным тормозом для развития
цифровых технологий является законодательство. И характерно это не только для нашей страны. К примеру, цифровизация единых транспортных
документов Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) затянулась на 5 лет. Это несмотря на то, что транспортные документы
разрабатываются и регламентируются самой ассоциацией. Плюс ко всему Европа в гораздо большей степени унифицирована, чем, например,
российское законодательство. «У нас практически невозможно сравнивать документы воздушного транспорта с железнодорожным или же морским.
Транспортные уставы в стране разные. Не говоря о том, что автомобили – это не вид транспорта, а способ организации перевозки», – пояснила она.
По словам О. Мельниковой, до тех пор, пока наше законодательство не придет к единообразию, к четкому пониманию того, что прописано в документе,
очень сложно говорить о цифровом прогрессе отрасли.
Несмотря на определенные сложности, достаточно позитивно оценил ситуацию председатель подкомитета по железнодорожному транспорту
ТПП РФ Евгений Реутов. Он напомнил, что еще 5 лет назад велись активные споры о создании коммерческой инфраструктуры рынка
железнодорожных перевозок (КИР) с блоком торговой площадки. Сейчас есть ЭТП ГП, есть и другие компании, которые имеют электронные ресурсы
и торговые площадки. Также он отметил развитие электронного документооборота. При этом эксперт заявил, что многое еще не сделано.
«По большому счету торговля услугами железнодорожного транспорта и комплексной транспортной услугой еще не развита.
Нет ресурса, на котором бы происходили торги в так называемом биржевом стакане, где можно играть на повышение или же понижение стоимости
вагона, услуги и т. д. Но самая большая задача – это создание глобального электронного ресурса, в который бы входили все виды транспорта.»
По его словам, грузоотправитель не должен тратить время на поиск вагонов, локомотивов и т. д. Он хочет ввести определенную точку А и точку Б.
После чего единый электронный ресурс даст оптимальные варианты маршрута как с участием одного вида транспорта, так и с задействованием
мультимодальных перевозок. Причем весь этот процесс, по мнению Е. Реутова, должен выходить за пределы ЕАЭС.
Свои цифровые достижения продемонстрировали и другие компании. В частности, начальник отдела НИОКР департамента по электронной технике
и технологиям АО «ИПК «СТРАЖ» Алексей Павлов рассказал участникам об интеллектуальной системе электронного пломбирования «БигЛок».
Она обеспечивает сохранность грузов при перевозке в режиме онлайн.
А директор по продажам IT ООО «Максима Логистик» Александр Мухин сообщил об услуге компании под названием
«личный кабинет железнодорожного оператора». Он позволяет клиенту видеть свободные вагоны под погрузку, самостоятельно заказывать
и оплачивать их и т. д.